Кафедра дошкольного и начального образования

 

 

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ

В 1959 году в Пржевальском государственном педагогическом институте был открыт музыкально-педагогический факультет. На этом факультете были образованы две кафедры: кафедра педагогики и методики начального образования и кафедра музыки. Кафедры  готовили учителей начальных классов и музыки.

В  1966 году  отделение музыки  было переведено в Ошский  государственный  педагогический  институт. С 1974 года отделение педагогики и методики начального образования стало структурным подразделением  географического факультета. Возглавил данное отделение  Х.Д.Дооталиев.

 Кафедру педагогики и методики начального образования  в 1974-1979 годы возглавлял  композитор Туголбай Казаков. В 1974-1979 годах   кафедрой заведовал знаменитый хормейстер Токтомуш  Турдумамбетов. Отделение педагогики начального образования  статус самостоятельного факультета  получило в 1977 году, деканом  был назначен  доцент  С. Ыбыкеев. С конца 1985 года  факультета возглавил  А. Сарбагышев.

В 1988 году Пржевальский государственный педагогический институт был преобразован в филиал Кыргызского государственного университета. На базе филологического факультета был образован педагогический факультет. В связи с преобразованием  на факультете открываются два отделения: кыргызского языка и литературы и дошкольной педагогики и методики. Деканом данного факультета работал доцент А. Д. Мансуза.

В 1994 году факультет педагогики и методики начального образования преобразован  как отделение филологического факультета, данное отделение обслуживала  кафедра педагогики и методики начального образования.

 По решению Ученого совета ИГУ в 2006 году  кафедра педагогики и методики  начального образования была присоединена факультету  филологии, педагогики и искусства.

В 2012 году  кафедре была присоединена  специальность  «Музыка» и кафедра стала называться начальное образование и музыка.

В связи с сокращением специальности «Музыка»  в 2014-2015 учебном году кафедра преобразована и получила название  кафедра начального образования.

С 2021 года кафедра начального образования вновь преобразована на кафедру дошкольного и начального и образования.

 


ЦЕЛЬ КАФЕДРЫ

Целью образовательной программы является подготовка на высоком научно-педагогическом уровне педагогов, компетентных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда учителей начальных классов.

ЧЕМУ МЫ УЧИМ?

Наши студенты могут получить теоретические знания и практически овладеть навыками и знаниями, что позволит им быть конкурентоспособными на рынке труда.

Студенты изучают методы обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Овладевают современными методами работы с детьми. Изучают детскую психологию и учатся работать с детьми основываясь на особенностях детской психологии.

 

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ УЧЕБЫ

Профессия педагога востребовано во всех регионах Кыргызской Республики, также за рубежом. Выпускник может работать воспитателем в дошкольных общеобразовательных учреждениях либо учителем начальных классов.

Выпускник, повысив квалификацию и набравшись опыта в узких профилях может также работать в качестве тьютора, фасилистатора/тренера/ментора в образовательных проектах, вести дополнительные кружки и иметь свою предпринимательскую деятельность в образовательной сфере.

Заработок учителя начальных классов по сравнению с предметными учителями (час 50 сом) повышенный, т.е. час 80 сом. Он не только обучает, но и воспитывает. У учителей начальных классов стабильная работа и приемлемый график.

Образовательные цели ООП ВПО:

  • В области обучения целью ООП ВПО по направлению подготовки 550700 Педагогика является: подготовка педагога, способного решать профессиональные задачи непрерывного компетентностно-ориентированного образования в условиях быстро меняющегося мира;
  • В области воспитания личности целью ООП ВПО по направлению 550700 Педагогика является развитие социально-личностных качеств студентов: целеустремленн
  • Организованности, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности и т.д., повышение общей культуры, стремления к самореализации и самосовершенствованию в профессии в рамкахнепрерывного образования и самообразования;
  • Цель созвучная с миссией образовательной организации ООП ВПО по направлению подготовки 550700 Педагогика с академической степенью бакалавр является: формирование у выпускников высоких личностных качеств и знания общечеловеческих культурных ценностей, способствующих социально экономическому развитию Иссык- Кульской области и социальной мобильности;
  • Цель созвучная с запросами потенциальных потребителей ООП ВПО по направлению подготовки 550700 Педагогика с академической степенью бакалавр является: подготовка конкурентоспособных учителей начальных классоd способных совмещать несколько социальных статусов (педагог, психолог, вторая мать, справедливый судья, организатор, актер) в работе с детским коллективам, в соответствии выбранной 5 профессии и востребованных на региональном, национальном и международном рынках труда.
 


Академический состав

 

Заведующая кафедрой: к.ф.н., доцент Байтикова Тилек Аянбаевна

Адрес: I корпус, каб.№318

  1. Байтикова Тилек Аянбаевна – доцент
  2. Акматов Нурбек Рахматуллаевич – доцент
  3. Курманалиева Чолпон Албановна – доцент
  4. Арбаев Калысбек Асанович – старший преподаватель
  5. Өмурзакова Карамат Кудайкуловна – старший преподаватель
  6. Сатышева Гүлшара Асанбаевна – преподаватель
  7. Сатиев Каныбек Бектаншович – преподаватель
  8. Исакова Светлана Турдубековна – преподаватель
  9. Шамыркулова Венера Талайбековна – преподаватель
  10. Каныбекова Айтилек Каныбековна – преподаватель
  11. Мукамбетова Айнура Керимбековна – преподаватель
  12. Наматова Эльвира Ихтияровна – преподаватель
  13. Жоломан кызы Венера – преподаватель
  14. Кумарова Наргиза – лаборант.

 

Преподавателями кафедры выпущено 3 учебника под грифом  Министерства образования и науки КР (Г. Сатышева «Кыргызский язык», «Кыргызский язык в русских школах», Н.Т. Чолпонкулова, Т. А. Байтикова «Возрастная психология»), разработано 12 учебных пособий, 2 словаря. Также опубликовано более 100 научно- методических статей.

На базе кафедры действует Центр психолого-педагогической диагностики и консультирования, целью которого является оказание консультативных, диагностических услуг, и повышение квалификации педагогических кадров.  А также инклюзивная лаборатория в рамках сотрудничества с Фондом Евразии в Центральной Азии. На базе лаборатории организуются совместные с Фондом онлайн встречи для педагогов, продвигающих инклюзивное образование,  вовлечение студентов в межуниверситетские викторины, написание проектов, проведение конференций и др.

 

Образовательная программа

  1. Подготовка бакалавров, осуществляющего педагогическую деятельность в сфере проектирования и реализации образовательного процесса в начальной школе, способного решать профессиональные задачи непрерывного компетентностно-ориентированного образования в условиях быстро меняющегося мира.
  2. Развитие социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности и т.д., повышение их общей культуры, стремления к самореализации и самосовершенствованию в профессии в рамках непрерывного образования и самообразования.
  3. Подготовка конкурентоспособных учителей начальных классов способных совмещать несколько социальных статусов (педагог, психолог, вторая мать, справедливый судья, организатор, актер) в работе с детским коллективам, в соответствии выбранной профессии и востребованных на региональном, национальном и международном рынках труда.
  4. Подготовка будущих воспитателей детей дошкольного возраста в области среднего профессионального образования позволяющего выпускнику успешно работать в дошкольных образовательных учреждениях, обладающего универсальными и профессиональными компетенциями в области развития, воспитания  и обучения   детей   раннего и  дошкольного возраста в дошкольных  образовательных  организациях и в семье, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

Образовательная программа: Педагогика

Образовательно-методический план

Методическая работа

Преподавателями кафедры выпущено 3 учебника под грифом  Министерства образования и науки КР (Г. Сатышева «Кыргызский язык», «Кыргызский язык в русских школах», Н.Т. Чолпонкулова, Т. А. Байтикова «Возрастная психология»), разработано 12 учебных пособий, 2 словаря. Также опубликовано более 100 научно- методических статей.

На базе кафедры действует инклюзивная лаборатория в рамках сотрудничества с Фондом Евразии в Центральной Азии. На базе лаборатории организуются совместные с Фондом онлайн встречи для педагогов, продвигающих инклюзивное образование,  вовлечение студентов в межуниверситетские викторины, написание проектов, проведение конференций и др.

Каждый месяц на базе кафедры организовываются круглые столы, конференции, семинары. На кафедре большое внимание уделяется работе с общеобразовательными и дошкольными учреждениями.

Учебно-методический план на 2022-2023 учебный год

Календарный план

Учебный план

Учебный график

Экспериментальный учебный план

Научно-исследовательская работа

С 2019-2021 гг. членами кафедры под руководством доцента Байтиковой Т.А. была реализована научно-исследовательская работа на тему “Проблемы инклюзивного образования в начальных классах Иссык-Кульской области”. В рамках НИР были проделана следующая работа: 

  • Анализ ситуации по инклюзивному образованию в 5 школах города Каракол и в 3 школах Тюпского, Ак-Суйского, Жети-Огузского районов.
  • Проведение семинар-тренингов для воспитателей детских садов, социальных педагогов и учителей начальных классов в 5 районах Иссык-Кульской области;
  • Публикация  статей: 3 внешний РИНЦ, 5 внутренний РИНЦ;
  • Выпуск учебно-методического комплекса на тему “Ден соолугунан мүмкүнчүлүгү чектелген балдардын чыгармачыл жөндөмдүүлүгүн өнүктүрүүнүн жолдору”.

Организована научно-практическая конференция «Мы разные, но равноправные». Цель конференции: обсуждение ключевых вопросов в обеспечении и развитии преемственности инклюзивного образования, консолидация усилий профессионального и родительского сообщества, общественных организаций и органов государственной власти по вопросам развития инклюзивного процесса на всех уровнях образования.

 

Энелер мектеби

На базе кафедры работает «Энелер мектеби»  по проекту  «Разработка механизмов деятельности материнских школ в целях обучения и воспитания детей младшего школьного и дошкольного возраста».

В 2018 году при финансовой поддержки фонда Ала-Тоо был открыт кабинет “Энелер мектеби”. Деятельность кабинета направлена на поддержку матерей-преподавателей кафедры. На сегодняшний день кабинет активно ведет свою работу под руководством п.и.к., доцента Курманаливой Ч.А.

 

В 2022-2023 учебном году профессорско-преподавательский состав кафедры дошкольного и начального образования продолжает активно вести научные исследования. В начале учебного года на кафедре утверждается план научно-исследовательской деятельности. Преподаватели записывают планы мероприятий, которые будут осуществляться в течение года, в свои индивидуальные планы научных исследований. Ход работы будут контролировать заведующий кафедрой и преподаватель, ответственный за утвержденные научно-исследовательские работы. Преподаватели кафедры пишут научные статьи и в течение года участвуют в республиканских и международных конференциях.

На кафедре хорошо налажена работа по повышению квалификации. В течение года они участвуют на курсах повышения квалификации.

По итогам 2023 года кафедра заняла первое место по публикации научных статей.

На кафедре студенты 3 курса специальности «Педагогика и методика начального образования» пишут курсовые работы по дисциплинам «Кыргызский язык», «Методика преподавания кыргызского языка в начальной школе», «Теория и методика разъяснительного чтения». Тема курсовой работы заранее обсуждается и утверждается на кафедре.Студенты защищают курсовую работу на кафедре.

На базе кафедры магистратура работает по направлению «Педагогика» (код: 550700), «Педагогика и методика начального образования» и осуществляет подготовку аспирантов в форме очной и заочной формы обучения.

Магистранты пишут магистерскую диссертацию за 2 года, на заочном отделении – за 2,5 года. Руководители магистерских диссертаций являются кандидатами наук и докторами и утверждаются в начале учебного года.

В магистратуре разработано специальное положение о порядке написания научно-исследовательской работы. В соответствии с положением научно-исследовательские работы пишутся под руководством научных руководителей.

В ходе учебного процесса работа осуществляется в тесном контакте с аспирантами, которые участвуют в университетских и международных, республиканских конференциях, а также аспиранты читают доклады по содержанию своих научных статей.


Воспитательная работа

Воспитательная работа преподавателями ведется регулярно. Кураторы проводят беседы, дебаты, различные мероприятия, посвященные знаменательным датам, где студентам прививаются чувства патриотизма, навыки аналитического и критического мышления, оценки современного мира с ориентацией на национальные и общечеловеческие ценности. Студенты кафедры дошкольного и начального образования отличаются ответственностью, гражданской активностью, сплоченностью, огромным энтузиазмом, коммуникабельностью. Они активно участвуют в жизни университета, участвуют на международных и республиканских олимпиадах, конкурсах, семинарах, показывают свою активность и вне университетской жизни.
Так, например, студент группы П-41 Калысбек уулу Алымбек принимал участие на XXIX – Всемирной зимней универсиаде (Россия, город Красноярск, 2019-г.);
Касымалиева Сайкал, Аттомирова Жанара, Турдакунова Дильбара, Марсбек кызы Бегимай, Канатбекова Жылдыз и Карыбаева Зинат прошли 6 месячный интерактивный курс обучения молодежных лидеров “Дилгир” по Иссык-Кульской области. В рамках курса студенты получили навыки лидерства, эффективной коммуникации, работе с молодежью, стратегированию, написанию социальный проектов и планированию бизнеса. В течение прохождения курса Бегимай, Жылдыз и Зинат получили небольшое финансирование на реализацию социальных проектов. По окончанию проекта студенты получили сертификат государственного образца.
Данный курс финансируется Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ), и проходят с 2014 года по Кыргызской Республике.
Урбекова Алия и Намыржанова Светлана активно показывают себя в спорте. Алия участница многих шахматных турниров, а Светлана победительница турниров по тогуз-коргоолу.

Кубанычбек уулу Таалай студент 2 курса выступил делегатом от Иссык-Кульской области Республиканского молодежного конгресса. В мероприятии приняли участие заместитель Председателя кабинета министров Байсалов Э, министр культуры, информации, спорта, физической культуры и молодежной политики Жаманкулов А., министр юстиции Баетов А., министр экономики Амангельдиев Д., двукратная чемпионка по вольной борьбе Тыныбекова А. и другие. На данный момент Таалай активно продвигает интересы молодежи и инициирует активности с молодежью.

 

 

 

 

 


Сотрудничество

В рамках укрепления партнерских отношений и повышения квалификации, преподаватели кафедры посещают партнерские образовательные учреждения, проводят совместные мероприятия (конференции, круглые столы, тренинги), работают над научно-исследовательскими проектами:

  • 191 школа по Иссык-Кульской области;
  • ОшГУ;
  • БГУ им. Х. Карасаева;
  • КГУ им. И. Арабаева;
  • КГУ им. Б. Городовикова (Россия);
  • Государственный педагогический университет им Абая (Казахстан);
  • Университет Кастамону (Турция);
  • ФЕЦА;
  • НАМА;
  • Ала-Тоо фонд.

Практика студентов

Практика как элемент учебного процесса проводится с целью закрепления и расширения знаний, полученных студентами в университете; приобретения необходимых практических навыков работы по специальности в условиях производства; овладения передовыми методами технологии и труда.

Педагогическая практика подразумевает под собой, что студент должен проводить уроки в школе по своей специальности, как настоящий учитель. При этом он может выставлять оценки, проверять домашнее задание и задавать упражнения на дом.

Также студент на практике должен проводить урок вместо учителя, то есть подготавливать лекцию, готовить самостоятельно упражнения для работы в классе.

На базе университета студенты проходят следующие виды практик:

  • Адаптационно-педагогическая практика – IV семестр (2 недели);
  • Базовая профессиональная практика – VI семестр (5 недель);
  • Профессиональная практика  – VII, VIII семестрах обучения (5 недель).

Базами для прохождения практики являются 191 школ Иссык-Кульской области, с которыми ИГУ имени К.Тыныстанова заключил договора и предоставил возможность прохождения практики во всех школах.

 

Выпускники

 

Магистратура

Кафедра дошкольного и начального образования реализует магистерскую программу по направлению Педагогика. За весь период программа подготовила 40 магистров, которые успешно трудятся в сфере образования Иссык-Кульской области и других регионов страны. На данный момент на кафедре обучаются 32 магистранта. Они активно участвуют в жизни университета и кафедры,  проводят научные исследования, по результатам которых публикуют научные труды.

Правила приема в магистратуру

 

 

 


Научные труды магистрантов