Кафедра русского языка и литературы

Образовательные цели основной образовательной программы по направлению 550300 Филологическое образование, профиль «Русский язык и литература»:

Цель 1. Подготовка педагога, способного решать профессиональные задачи в области филологического образования и успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными, профессиональными и специальными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда;
Цель 2. Развитие социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности и т.д., повышение общей культуры, стремления к самореализации и самосовершенствованию в профессии в рамках непрерывного образования и самообразования.
Цель 3. Подготовка учителей русского языка и литературы, востребованных в региональных, национальных, международных учебных заведениях, владеющих традиционными и инновационными методами обучения и современными информационными технологиями;
Цель 4. Формирование у выпускников знаний, умений, навыков и высоких личностных качеств, необходимых гибким, конкурентоспособным, компетентным специалистам, способствующих социально-экономическому развитию Иссык-Кульской области;
Цель 5. Обеспечение качественного высшего профессионального образования, позволяющего выпускникам продолжить обучение и успешно трудоустраиваться.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Направление ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
550300-филологическое образование Учитель русского языка Учебные планы ООП

Образовательные цели основной образовательной программы по направлению 550300 Филологическое образование, профиль «Русский язык и литература»:

Цель 1. Подготовка педагога, способного решать профессиональные задачи в области филологического образования и успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными, профессиональными и специальными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда;
Цель 2. Развитие социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности и т.д., повышение общей культуры, стремления к самореализации и самосовершенствованию в профессии в рамках непрерывного образования и самообразования.
Цель 3. Подготовка учителей русского языка и литературы, востребованных в региональных, национальных, международных учебных заведениях, владеющих традиционными и инновационными методами обучения и современными информационными технологиями;
Цель 4. Формирование у выпускников знаний, умений, навыков и высоких личностных качеств, необходимых гибким, конкурентоспособным, компетентным специалистам, способствующих социально-экономическому развитию Иссык-Кульской области;
Цель 5. Обеспечение качественного высшего профессионального образования, позволяющего выпускникам продолжить обучение и успешно трудоустраиваться.

Ожидаемые результаты обучения программы:


I. Универсальные компетенции:
1. Менеджмент
РО1 – Использование базовых и углубленных знаний в области мененджмента для управления образовательным процессом в учебном заведении;
2. Коммуникация
РО2 – Позитивное и конструктивное выстраивание межкульутрной коммуникации со всеми субъектами педагогического процесса на государственном, официальном и изучаемом иностранном языках;
3. Индивидуальная и командная работа
РО3 – Умение работать эффективно и индивидуально, и в разнонациональном, разновозрастном коллективе с делением ответственности и обязанностей и выстраивать толерантные, межличностные и профессиональные отношения на уровне школьного сообщества;
4. Профессиональная этика
РО4 – Следование правовым, этическим и профессиональным нормам в поликультурном обществе, создавая равные возможности для обучающихся;
5. Социальная ответственность
РО5 – Деятельность по созданию образовательной среды, условий по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности учащихся, охраны природы, а также социальная ответственность за принимаемые решения в воспитании и обучении; РО6 – Осознание необходимости профессионального совершенствования и стремление к самообразованию и к самореализации через планирование дальнейшей образовательной траектории;

II. Профессиональные:
7. Применение фундаментальных знаний
РО7 – Использование базовых и социально-экономических, естественнонаучных знаний для решения проблем в образовательном процессе и психолого-педагогической деятельности;
8. Анализ
РО8 – Умение анализировать, систематизировать и обобщать результаты образовательной и исследовательской деятельности с использованием базовых и углубленных знаний и современных педагогических и филологических методов и моделей исследования;
9. Проектирование
РО9 – Проектирование и реализация содержания предметов, курсов, образовательных программ и индивидуальных траекторий образования, проектирование образовательной среды;
10. Исследования
РО10 – Проведение исследований при решении образовательных и педагогических проблем, при выполнении курсовых и выпускных исследовательских работ в области обучения и воспитания, развития, включая эксперимент, анализ, и интерпретацию данных, результаты которых с пользой применяет на практике;
11. Практика
РО11 – Самостоятельный выбор и применение необходимых ресурсов и методов обучения русскому языку и литературе, включая традиционные, инновационные, интерактивные, интегрированные, и осуществление педагогической деятельности;
12. Специализация и организация на рынок труда
РО12 – Владение компетенциями и качествами, необходимых современному учителю русского языка и литературы, их адаптация запросу работодателей, а также к быстроменяющимся условиям рынка труда.


ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ….
Картинка
Кафедра русского языка и литературы берет начало со дня открытия 13 июня 1940 годав г. Пржевальске двухгодичного учительского института. На литературный факультет набор был определен 50 человек по специальности: учитель русского языка и литературы. Первым заведующим на единственной тогда филологической кафедре был В.В. Костылев. 22 апреле 1953 года ПУИ им. Дмитрова был реорганизован в ПГПИ, после которого факультет значительно расширился и уже функционировало 3 кафедры: кафедра русского языка, кафедра методики преподавания русского языка и кафедра литературы. В 1967 году открылось заочное отделение.
За 80 лет существования кафедра выпустила тысячи специалистов- русистов. За годы существования факультет русского языка и литературы внес весомый вклад за развитие теории и истории русского языка и литературы, а также методики их преподавания в школе. Широкую известность приобрели исследования педагогов, лингвистов, ученых, работавших в ПГПИ, таких какОзаровский О.В., Томарченко Н.Г., Чумаков Ю.Н., Янцен В.К., Шаповалов В.И., Канцев А.С., Хлыпенко Г., Мансуза А.Д., Глебов В.Д., Бейшембаев К., Дооталиев Х., Жидеева К., Добаев К. и др. В 2007 году кафедра была в составе факультета русского языка, литературы и журналистики. После реорганизации в настоящее время кафедра русского языка и литературы функционируетв составе факультета русской филологии и иностранных языков.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СОСТАВ

Зав.кафедрой: Кадыркулова Упель Керимбаевна кандидат филологических наук, доцент.

Адрес кафедры: 1корпус ИГУ. ул.Тыныстанова, каб.№339

  1. Кадыркулова Упель Керимбаевна – кандидат филологических наук, доцент
  2. Абдыкеримов Аскер Абдыкеримович – кандидат филологических наук, доцент
  3. Абдуллаев Сайфулла Нурмухаммедович – доктор филологических наук, профессор
  4. Абдуманапова Зухра Зайнишевна – кандидат филологических наук, доцент
  5. Абыласынова Гуляим Изагалиевна – кандидат филологических наук, доцент
  6. Мурадылова Гулшан Шариповна – кандидат педагогических наук
  7. Юсупова Амина Харсановна – старший преподаватель
  8. Белогорцева Марина Алексеевна – старший преподаватель
  9. Гиляузизова Нелли Муратовна – преподаватель
  10. Жоловчиева Сауле Маликовна – преподаватель
  11. Жабаров Алишер Эркинович – лаборант

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально-техническая база ИГУ им.К.Тыныстанова соответствует действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивает проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

Для осуществления образовательной программы по русскому языку и литературе имеются спецкабинеты,(327-1, 334-1. 337-1, Центр изучения русского языка 314-1, Центр открытого образования на русском языке 319-1). Активно функционирует Центр поддержки студентов (210 -2), компьютерный класс 309-3 и Центр изучения русского языка 314-1, в которых имеется Интернет, доступ к электронным источникам для всех студентов.

При факультете имеется лингафонный кабинет, Центры изучения английского языка, Центр арабского языка, класс Конфуция, Центр изучения русского языка, где также проведена всемирная сеть и имеется 11 компьютеров. Не считая компьютерные классы и лингафонные кабинеты факультета, в 2020-2021 уч. году открыт центр открытого образования на русском языке. В центре изучения русского языка имеется аудио, видео ресурсы для обучения русскому языку. Мультимедийное оборудование незаменимо при проведении лекционных, практических и лабораторных работ по различным дисциплинам, так как предоставляет возможность всем преподавателям использовать образовательные, развивающие программы, мультимедийные самоучители, фильмы. В Центре изучения русского языка имеется проектор, проектная доска, компьютеры, а также для проведения занятий с использованием ИКТ, а также в текущем учебном году по Проекту “Педагогический дизайн” получены магнитная доска , чемодан “Лото” с магнитными карточками и 300 текстами,1 компьютер и принтер 3 в 1.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ

Учебно-методическая работа кафедры организована с целью совершенствования учебного процесса, повышения качества образования, внедрения инновационных технологий обучения с целью овладения студентами новых направлений в изучении русского языка и литературы, главное – подготовки высококвалифицированных компетентных специалистов. Преподавателями разрабатываются электронные учебники, курсы, видеокурсы по дисциплинам, учебно-методические разработки для студентов бакалавриата, силлабусы, учебно-методические комплексы в свете требований Болонской системы образования. Профессорско-преподавательским составом кафедры регулярно используются мультимедийные, интерактивные, инновационные технологии. с целью повышения эффективности и качества обучения.

Методическая работа кафедры осуществляется по утвержденному плану, который охватывает теоретическую и практическую части. На заседаниях метод семинара преподаватели активно делятся своим опытом, проводят мастер-классы, тренинги, демонстрируют применение новых технологий. ППС проводит открытые занятия, с последующим анализом. В последний учебный год актуальность приобрел формы и методы дистантного обучения, виды он-лайн занятий, способы создания электронных курсов, специфика работы на платформах Google Apps, Moodle, Zoom, Google Meet и т.д.

Ссылки на онлайн лекции

Повышении квалификации Преподаватели и студенты кафедры активно участвуют на республиканских, международных, очных и заочных научно-практических конференциях, симпозиумах, форумах, научно-исследовательских конкурсах. Повышение квалификации преподавателей осуществляется согласно утвержденному плану, а также преподаватели очень часто участвуют на внеплановых курсах повышения.


ПАРТНЕРЫ КАФЕДРЫ Кафедра активно ведет сотрудничество с высшими учебными заведениями республики дальнего и ближнего зарубежья:

1. Посольство РФ в КР
2. Россотрудничество в КР
3. Геттинский университет
им. Георга -Августа (Германия)
4. Калмыцкий государственный
университет им. Б.Городовикова (Россия)
5. Сыктывкарский государственный
университет им. Питирима Сорокина
11 октября в городе Каракол открылся Центр
открытого образования на русском языке и
обучения русскому языку.
Его работа на базе Иссык-Кульского
государственного университета им. Касыма Тыныстанова
стала возможной благодаря гранту Министерства
просвещения России, который получил
СГУ им. Питирима Сорокина. До конца года
в Центре пройдут обучение 108 кыргызских
студентов.
6. Московский государственный педагогический институт
7. Волгоградский государственный социально-гуманитарный университет
8. Казанский федеральный университет
Проекты: На кафедре были осуществлены и осуществляются проекты с:
1. Калмыцким государственным университетом (2015-2017 гг) « Типология и динамика языковых процессов в тюрко-монгольском ареале»;
2. Сыктывкарским государственным университетом им. Питирима Сорокина (2019г) «Педагогический дизайн»;
3. Сыктывкарским государственным университетом им. Питирима Сорокина (2020г) «Славянская лира: памяти верны»;
4. Калмыцким государственным университетом (2019-2021гг) «Тюркское и монгольское языкознание: традиции и инновации»;

ПРОХОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ

Педагогическая практика по программе профиля “Русский язык и литература” проводится со второго курса, обязательно включается в график учебного процесса и учитывается при составлении расписаний занятий. Для прохождения педагогической практики между ИГУ и гороно подписан договор о сотрудничество и предоставлении возможности прохождения всех видов практик студентами ИГУ в школах города Каракол. Практику студенты программы проходят в городских школах-гимназиях №1 им. Ленина, №2 им. Н.М.Пржевальского, №3 Некрасова, № 6 им. А.П.Чехова, №9 им. Нариманова, №11 им.Горького, а также в школе №15, в некоторых случаях по заявлению студент может проходить практику по месту жительства. На практике студенты показывают полученные знания, умения и навыки на практике.


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Научно-исследовательская работа кафедры ведется по следующим основным направлениям: «Актуальные вопросы современной лингвокультурологии и лингводидактики», ««Русская филология в контексте взаимодействия языков и культур: инновации и традиции»

За последние 5 лет профессорско-преподавательским составом кафедры опубликованы 4 монографии, 2 учебных пособия, 1 электронный учебник под грифом министерства образования КР, 20 методических пособий и более 150 статей. Были разработаны 2 госбюджетные темы. В настоящее время на кафедре готовятся 2 докторские и 1 кандидатская диссертации.


КАРЬЕРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Кафедра русского языка на протяжении 80 лет выпустила тысячи русистов, плодотворно работающих на различных должностях в регионе, республике, а также в странах дальнего и ближнего зарубежья. Это связано с ролью и значением русского языка, которое он занимает в нашей республике. Как известно, русский язык – официальный язык в КР, на котором ведется документация во всех органах и учреждениях, ведется обучение на всех уровнях образования: дошкольного, общего, среднего и высшего. Русский язык – мировой язык, один из языков ООН. Особо важное значение русский язык играет для Иссык-Кульского региона, который является туристической зоной, и куда приезжают туристы из России, Казахстана и других стран СНГ. Для г.Каракол, самого многонационального города в Центральной Азии, русский язык служит язык межнационального общения, это язык дружбы и солидарности, язык интеграции разных национальностей, проживающих в нашей республике. И немаловажный фактор обращения внимания на русский язык то, что это язык науки и техники. На современном этапе выпускники данной программы могут работать в педагогической, социальной, научной сферах: учителями русского языка и литературы, педагогами, переводчиками, методистами, научными исследователями и т.д. во всех образовательных учреждениях: дошкольной, школьной, высшей; районо, гороно, облоно и т.д.; занимать должности в сельских, районных, городских госучреждениях и организациях: сельской управе, горкенеше, мэрии, облгосадминистрации, фондах, правоохранительных органах и т.д. На выпускников данной программы имеется ежегодно спрос и до окончания вуза уже предлагаются вакансии в отдел кадров ИГУ, предложения поступают на кафедру и ректорат ИГУ.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ Воспитательная работа преподавателями ведется регулярно. Кураторы проводят беседы, дебаты, различные мероприятия, посвященные юбилеям, знаменательным датам и т.д., где студентам прививаются чувства патриотизма, навыки аналитического самостоятельного мышления, оценки современного мира с ориентацией на национальные и общечеловеческие ценности. Студенты русской филологии отличаются позитивным мышлением, огромным энтузиазмом, коммуникабельностью. Они активно участвуют в жизни университета и факультета, участвуют на международных и республиканских олимпиадах, конкурсах, семинарах и т.д., в которых неоднократно являлись в числе призеров и победителей. Так, например, выпускники 2010 года Колесникова К. Жирнова С. стали премиантами Ломоносовской стипендии из Российской Федерации, в 2011 году Колесникова К., получила Президентскую стипендию. С тех пор это стало традицией, в 2015 году Ломоносовскую стипендию получила студентка группы РКР-51 ЖумалиеваБегимай. И на сегодняшний день наши студенты русской филологии являются обладательницами различныхстипендий и премий. Так в 2018 году студентки группы РКР-11 Турдумахмедова А. и Жаныбек кызы Айжамал были удостоены 3 места на республиканском конкурсе эссе , посвященном 90-летию Ч.Айтматова, в 2019 году студентка группы РКР-41 Шурыгина А. получила Президентскую стипендию. Студенческая жизнь яркая, интересная, насыщенная мероприятиями разного рода.

ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА При кафедре русского языка и литературы функционирует Центр изучения русского языка. Центр был создан в 2006 году с целью распространения и укрепления позиций русского языка в Иссык-Кульском регионе. Центр ведет работу с вузами КР, РФ, ближнего и дальнего зарубежья, Российским посольством, Россотрудничеством и т.д. В центре были организованы курсы по изучению русского языка для школьников, начинающих и продолжающих, «Русский язык как деловой» и всех желающих изучать русский язык. Руководителем центра является кандидат филологических наук, доцента Абдуманапова З.З.
Центр изучения русского языка

ЦЕНТР ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ И ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 11 октября 2019 года был открыт Центр открытого образования на русском языке и обучения русскому языку. Центр создан на базе Иссык-Кульского государственного университета им. К.Тыныстанова и при поддержке Министерства просвещения России в виде гранта, которую получил СГУ им. Питирима Сорокина. Руководителем центра является кандидат филологических наук, доцента Абдуманапова З.З.
Центр открытого образования на русском языке и обучения русскому языку