Кафедра дошкольного и начального образования

Цель кафедры.

Основной целью деятельности кафедры является подготовка на высоком научно-педагогическом  уровне педагогов, компетентных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда.


 

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ

В 1959 году в Пржевальском государственном педагогическом институте был открыт музыкально-педагогический факультет. На этом факультете были образованы две кафедры: кафедра педагогики и методики начального образования и кафедра музыки. Кафедры  готовили учителей начальных классов и музыки.

В  1966 году  отделение музыки  было переведено в Ошский  государственный  педагогический  институт. С 1974 года отделение педагогики и методики начального образования стало структурным подразделением  географического факультета. Возглавил данное отделение  Х.Д.Дооталиев.

 Кафедру педагогики и методики начального образования  в 1974-1979 годы возглавлял  композитор Туголбай Казаков. В 1974-1979 годах   кафедрой заведовал знаменитый хормейстер Токтомуш  Турдумамбетов. Отделение педагогики начального образования  статус самостоятельного факультета  получило в 1977 году, деканом  был назначен  доцент  С. Ыбыкеев. С конца 1985 года  факультета возглавил  А. Сарбагышев.

В 1988 году Пржевальский государственный педагогический институт был преобразован в филиал Кыргызского государственного университета. На базе филологического факультета был образован педагогический факультет. В связи с преобразованием  на факультете открываются два отделения: кыргызского языка и литературы и дошкольной педагогики и методики. Деканом данного факультета работал доцент А. Д. Мансуза.

В 1994 году факультет педагогики и методики начального образования преобразован  как отделение филологического факультета, данное отделение обслуживала  кафедра педагогики и методики начального образования.

 По решению Ученого совета ИГУ в 2006 году  кафедра педагогики и методики  начального образования была присоединена факультету  филологии, педагогики и искусства.

В 2012 году  кафедре была присоединена  специальность  «Музыка» и кафедра стала называться начальное образование и музыка.

В связи с сокращением специальности «Музыка»  в 2014-2015 учебном году кафедра преобразована и получила название  кафедра начального образования.

С 2021 года кафедра начального образования вновь преобразована на кафедру дошкольного и начального и образования.


 

Образовательные цели ООП ВПО:

  • В области обучения целью ООП ВПО по направлению подготовки 550700 Педагогика является: подготовка педагога, способного решать профессиональные задачи непрерывного компетентностно-ориентированного образования в условиях быстро меняющегося мира;
  • В области воспитания личности целью ООП ВПО по направлению 550700 Педагогика является развитие социально-личностных качеств студентов: целеустремленн
  • Организованности, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности и т.д., повышение общей культуры, стремления к самореализации и самосовершенствованию в профессии в рамкахнепрерывного образования и самообразования;
  • Цель созвучная с миссией образовательной организации ООП ВПО по направлению подготовки 550700 Педагогика с академической степенью бакалавр является: формирование у выпускников высоких личностных качеств и знания общечеловеческих культурных ценностей, способствующих социально экономическому развитию Иссык- Кульской области и социальной мобильности;
  • Цель созвучная с запросами потенциальных потребителей ООП ВПО по направлению подготовки 550700 Педагогика с академической степенью бакалавр является: подготовка конкурентоспособных учителей начальных классоd способных совмещать несколько социальных статусов (педагог, психолог, вторая мать, справедливый судья, организатор, актер) в работе с детским коллективам, в соответствии выбранной 5 профессии и востребованных на региональном, национальном и международном рынках труда.


Академический состав

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СОСТАВ

Заведующая кафедрой: к.ф.н., доцент Байтикова Тилек Аянбаевна

Адрес: I корпус, каб.№318

.

  1. Жумашова Назира Асанкадыровна –  к.ф.н, доцент.
  2. Байтикова Тилек Аянбаевна – доцент
  3. Акматов Нурбек Рахматуллаевич – доцент
  4. Курманалиева Чолпон Албановна – доцент
  5. Арбаев Калысбек Асанович – старший преподаватель
  6. Өмурзакова Карамат Кудайкуловна – старший преподаватель
  7. Сатышева Гүлшара Асанбаевна – преподаватель
  8. Сатиев Каныбек Бекташович – преподаватель
  9. Исакова Светлана Турдубековна – преподаватель
  10. Шамыркулова Венера Талайбековна – преподаватель
  11. Каныбекова Айтилек Каныбековна – преподаватель
  12. Мукамбетова Айнура Керимбековна – преподаватель
  13. Наматова Эльвира Ихтияровна – преподаватель
  14. Жоломан кызы Венера – преподаватель
  15. Бейшембиева Насият Камчыбековна – лаборант.

Преподавателями кафедры выпущено 3 учебника под грифом  Министерства образования и науки КР (Г. Сатышева «Кыргызский язык», «Кыргызский язык в русских школах», Н.Т. Чолпонкулова, Т. А. Байтикова «Возрастная психология»), разработано 12 учебных пособий, 2 словаря. Также опубликовано более 100 научно- методических статей.

На базе кафедры действует Центр психолого-педагогической диагностики и консультирования, целью которого является оказание консультативных, диагностических услуг, и повышение квалификации педагогических кадров.  А также инклюзивная лаборатория в рамках сотрудничества с Фондом Евразии в Центральной Азии. На базе лаборатории организуются совместные с Фондом онлайн встречи для педагогов, продвигающих инклюзивное образование,  вовлечение студентов в межуниверситетские викторины, написание проектов, проведение конференций и др.

 

/

/

/

/

/

/

/

/

/

С 2019-2021 гг. членами кафедры под руководством доцента Байтиковой Т.А. была реализована научно-исследовательская работа на тему “Проблемы инклюзивного образования в начальных классах Иссык-Кульской области”. В рамках НИР были проделана следующая работа: 

  • Анализ ситуации по инклюзивному образованию в 5 школах города Каракол и в 3 школах Тюпского, Ак-Суйского, Жети-Огузского районов.
  • Проведение семинар-тренингов для воспитателей детских садов, социальных педагогов и учителей начальных классов в 5 районах Иссык-Кульской области;
  • Публикация  статей: 3 внешний РИНЦ, 5 внутренний РИНЦ;
  • Выпуск учебно-методического комплекса на тему “Ден соолугунан мүмкүнчүлүгү чектелген балдардын чыгармачыл жөндөмдүүлүгүн өнүктүрүүнүн жолдору”.

Организована научно-практическая конференция «Мы разные, но равноправные». Цель конференции: обсуждение ключевых вопросов в обеспечении и развитии преемственности инклюзивного образования, консолидация усилий профессионального и родительского сообщества, общественных организаций и органов государственной власти по вопросам развития инклюзивного процесса на всех уровнях образования.

 

Энелер мектеби

На базе кафедры работает «Энелер мектеби»  по проекту  «Разработка механизмов деятельности материнских школ в целях обучения и воспитания детей младшего школьного и дошкольного возраста».

В 2018 году при финансовой поддержки фонда Ала-Тоо был открыт кабинет “Энелер мектеби”. Деятельность кабинета направлена на поддержку матерей-преподавателей кафедры. На сегодняшний день кабинет активно ведет свою работу под руководством п.и.к., доцента Курманаливой Ч.А.


Воспитательная работа преподавателями ведется регулярно. Кураторы проводят беседы, дебаты, различные мероприятия, посвященные знаменательным датам, где студентам прививаются чувства патриотизма, навыки аналитического и критического мышления, оценки современного мира с ориентацией на национальные и общечеловеческие ценности. Студенты кафедры дошкольного и начального образования отличаются ответственностью, гражданской активностью, сплоченностью, огромным энтузиазмом, коммуникабельностью. Они активно участвуют в жизни университета, участвуют на международных и республиканских олимпиадах, конкурсах, семинарах, показывают свою активность и вне университетской жизни.
Так, например, студент группы П-41 Калысбек уулу Алымбек принимал участие на XXIX – Всемирной зимней универсиаде (Россия, город Красноярск, 2019-г.);
Касымалиева Сайкал, Аттомирова Жанара, Турдакунова Дильбара, Марсбек кызы Бегимай, Канатбекова Жылдыз и Карыбаева Зинат прошли 6 месячный интерактивный курс обучения молодежных лидеров “Дилгир” по Иссык-Кульской области. В рамках курса студенты получили навыки лидерства, эффективной коммуникации, работе с молодежью, стратегированию, написанию социальный проектов и планированию бизнеса. В течение прохождения курса Бегимай, Жылдыз и Зинат получили небольшое финансирование на реализацию социальных проектов. По окончанию проекта студенты получили сертификат государственного образца.
Данный курс финансируется Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ), и проходят с 2014 года по Кыргызской Республике.
Урбекова Алия и Намыржанова Светлана активно показывают себя в спорте. Алия участница многих шахматных турниров, а Светлана победительница турниров по тогуз-коргоолу.

Кубанычбек уулу Таалай студент 2 курса выступил делегатом от Иссык-Кульской области Республиканского молодежного конгресса. В мероприятии приняли участие заместитель Председателя кабинета министров Байсалов Э, министр культуры, информации, спорта, физической культуры и молодежной политики Жаманкулов А., министр юстиции Баетов А., министр экономики Амангельдиев Д., двукратная чемпионка по вольной борьбе Тыныбекова А. и другие. На данный момент Таалай активно продвигает интересы молодежи и инициирует активности с молодежью.


В рамках укрепления партнерских отношений и повышения квалификации, преподаватели кафедры посещают партнерские образовательные учреждения, проводят совместные мероприятия (конференции, круглые столы, тренинги), работают над научно-исследовательскими проектами:

  • 191 школа по Иссык-Кульской области;
  • ОшГУ;
  • БГУ им. Х. Карасаева;
  • КГУ им. И. Арабаева;
  • КГУ им. Б. Городовикова (Россия);
  • Государственный педагогический университет им Абая (Казахстан);
  • Университет Кастамону (Турция);
  • ФЕЦА;
  • НАМА;
  • Ала-Тоо фонд;
  • МВО “Лидерство”.

  • Адаптационно-педагогическая практика – IV семестр (2 недели);
  • Базовая профессиональная практика – VI семестр (5 недель);
    Профессиональная практика  – VII, VIII семестрах обучения (5 недель).

Базами для прохождения практики являются 191 школ Иссык-Кульской области, с которыми ИГУ имени К.Тыныстанова заключил договора и предоставил возможность прохождения практики во всех школах.

 

Материально-техническая база ИГУ им. К. Тыныстанова соответствует действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивает проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.
Для осуществления образовательной программы начального образования имеются следующие аудитории: (№109, 2-корпус), №309, №316, №320, №327, 329 (а,б), №330, №331, №324 (а,б), №334, №336, №337, (№408, 2-корпус).
По специальности педагогика и методика начального образования в библиотеке имеются 8612 книг и 110 электронных книг.

  • Асекова Айгерим – г. Бишкек, школа «Креатив»
  • Мухтарова Толгонай – Жети-Огузский р., средняя школа им. Д.Иманов
  • Сбазиева Малика – ИГУ, колледж
  • Шафигулина Регина –Каракол ш., №2  гимназия
  • Аттомирова Жанара  –Каракол ш., № 11 гимназия
  • Бейшембиева Насият – ИГУ, кафедра ДиНО
  • Алыкулов Ислам – Заместитель директора и учитель начальных классов Нарынского турецкого лицея
  • Асанова Айдай –  Учитель начальных классов в средней школе имени Токтогула Мамбетакунова села Черик Ак-Суйского района.

Магистратура

Кафедра дошкольного и начального образования реализует магистерскую программу по направлению Педагогика. За весь период программа подготовила 40 магистров, которые успешно трудятся в сфере образования Иссык-Кульской области и других регионов страны. На данный момент на кафедре обучаются 32 магистранта. Они активно участвуют в жизни университета и кафедры,  проводят научные исследования, по результатам которых публикуют научные труды.

Научные труды магистрантов

Наименование трудов Издательство журнал (название, номер, год) или номер авторского свидетельства Кол-во печатных листов, страниц, номера стр. Фамилии авторов
1. Башталгыч класстардын окуучуларынын сүйлөө кебин өнүктүрүүнүн жолдору.  (илимий макала) Вестник ИГУ им.   К.Тыныстанова. – Каракол: ИГУ, 2017. -№  (басмага берилген) 0,4 б.т. У.Табалдиева
2. Грамматикалык материалдарды окутуу аркылуу окуучулардын оозеки кебин өстүрүү (илимий макала) Вестник ИГУ им.   К.Тыныстанова. – Каракол: ИГУ, 2018. -№46  0,4 б.т. М.Асанканова
3. Инновации в начальной школе. (илимий макала)   «SCIENCE AND EDUCATION IN THE MODERN WORLD: CHALLENGES OF THE XXI CENTURY» материалы VII Международной науч-прак. конф. Нур-Султан 2020. С. 70-73. ISBN978-601-332-271-1 0,4 б.т. А.Омошева
4. Баланы окутуп-тарбиялоодо педагог менен ата-эненин байланышуу жолдору.    (илимий макала)   «SCIENCE AND EDUCATION IN THE MODERN WORLD: CHALLENGES OF THE XXI CENTURY» материалы VII Международной науч-прак. конф. Нур-Султан 2020. С. 77-81. ISBN978-601-332-271-1 0,4 б.т. Н. Турдакунова
5. Башталгыч класстарда фонетика бөлүмүн окутууда инновациялык-педагогикалык технологияларын колдонуунун жолдору.    (илимий макала)   «SCIENCE AND EDUCATION IN THE MODERN WORLD: CHALLENGES OF THE XXI CENTURY» материалы VII Международной науч-прак. конф. Нур-Султан 2020. С. 82-85. ISBN978-601-332-271-1   0,4 б.т. А.Аташпаева
6. Башталгыч мектепте каллиграфиянын ролу (илимий макала) Вестник ИГУ им.   К.Тыныстанова. – Каракол: ИГУ, 2020. -№48. 0,4 б.т. Н.Б. Болотова
7. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе. (илимий макала)   Вестник ИГУ им.   К.Тыныстанова. – Каракол: ИГУ, 2020. -№48.   0,4 б.т. Б. Шаршембиева
8. Функции игры и игровых технологий в развитии личности младшего школьника.  (илимий макала) «GLOBAL SCIENCE AND INNOVATIONS 2020: CENTRAL ASIA» No. 6(11). December 2020 SERIES “PEDAGOGICAL SCIENCES” 132-135 стр 0,4 б.т. Д. Айталиева