Кафедра психолого-педагогических и гуманитарных наук

Заведующий кафедрой:
Исакова Чинара Бакировна
кандидат педагогических наук, доцент

Адрес кафедры: 1 корпус ИГУ. ул.Тыныстанова, кабинет №321

Телефон кафедры: 0(3922) 5-27-06
E-mail: Minuru1304@mail.com



История кафедры

 

В 1963 году на базе Пржевальского государственного педагогического института (в настоящее время ИГУ им. К.Тыныстанова) была создана кафедра педагогики и психологии, которую возглавил Жанузаков Ж.Ш. В последующие годы кафедру возглавляли Исмаилова Ш.А., доценты Ыбыкеев А.Ы., Муканбетов Т.М., Жакеева Ы.Ж. (до 1998 г.).

В период с 1998 по 2000 гг. кафедра педагогики и психологии была разделена на   кафедры педагогики и психологии, с сентября 2006 года кафедры «Педагогика» и «Психология» были объединены и образовалась кафедра «Психолого-педагогических дисциплин». 2007 году кафедра была переименована на кафедру «Педагогика и психология». С 2007 по 2016 годы кафедрой руководила д.п.н., проф.  Дюшеева Н.К. С апреля 2016 года по сентябрь 2021 года кафедрой руководила к.п.н., доцент Карасартова. В 2021 году в состав кафедры были включены преподаватели гуманитарных дисциплин и кафедра была переименована на кафедру психолого-педагогических и гуманитарных наук. С сентября 2021 кафедрой заведует к.п.н., доцент  Исакова Ч.Б.

Академический состав кафедры:

  1. Исакова Ч.Б. – заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент;
  2. Боконтаева Ж.К. – кандидат социологических наук, доцент;
  3. Карасартова Ж.Б. – кандидат педагогических наук , доцент;
  4. Ткачева С.А. – кандидат педагогических наук, доцент;
  5. Кожомуратов А.Т. – старший преподаватель;
  6. Сагимбекова Д.С. – старший преподаватель;
  7. Абышалиев К.Б. – старший преподаватель;
  8. Чолпонкулова Н.Т. – старший преподаватель;
  9. Сооронбаева Ч.К. – старший преподаватель;
  10. Боталиева У.А. – преподаватель;
  11. Акмолдоева А.Ж. – преподаватель;
  12. Абакиров А.А. – преподаватель;
  13. Тиленова А.Т. – лаборант.

Кафедра психолого-педагогических и гуманитарных наук осуществляет профессиональную подготовку студентов педагогических и университетских специальностей по психологическим, педагогическим и гуманитарным дисциплинам.

Общеуниверситетская кафедра педагогики и психологии осуществляет: психолого-педагогическую подготовку студентов всех имеющихся в вузе специальностей, а также научно-исследовательскую подготовку кадров высшей квалификации через аспирантуру и магистратуру.

Кафедра педагогики и психологии осуществляет в вузе различные виды деятельности: учебно-методическую, научно-исследовательскую, воспитательную, инновационную, профориентационную и связь со школой.

УМК «Конфликтология» (разработчик д.п.н. Дюшеева Н.К.) от ИГУ им. К.Тыныстанова стал финалистом в Республиканском конкурсе «Лучший инновационный учебно-методический комплекс образовательных программ на основе компетентностного подхода для вузов Кыргызской Республики», вошел в первую пятерку призовых мест и был номинирован Дипломом от МОиН КР совместно с EdNet (в конкурсе участвовали более 500 УМК со всех вузов страны).

С 2009 года и по настоящее кафедра принимает активное участие в разработке ГОС ВПО КР по направлению «педагогическое образование», а члены кафедры входят в состав УМО МОиН КР, внося тем самым существенный вклад в реформирование высшего образования Кыргызстана.

Научный потенциал и профессионализм ученых кафедры выступает одним из приоритетов для столичных Диссертационных Советов по педагогическим направлениям, в результате чего на кафедру педагогики и психологии ИГУ им. К.Тыныстанова в качестве ведущей организации было направлено для рецензирования (отзыва) более 60 диссертационных работ, члены кафедры регулярно осуществляют оппонирование докторских и кандидатских диссертаций (более 30), а также проводят предварительное дополнительное обсуждение диссертационных работ докторантов, аспирантов и соискателей с различных вузов КР.

Кафедра педагогики и психологии при поддержке отдела науки международных связей успешно координировала от вуза такие значимые для отечественного образования европейские проекты TEMPUS как: ‘TUNING’ (‘BOLOGNA.KG’, ‘BOLOGNA.KG 2’), CANQA «Центрально-Aзиатская сеть гарантии качества и аккредитации», TuCAHEA «Тюнинг по направлению к Центрально-Aзиатскому пространству высшего образования», EDUCA «Управление образованием в Центральной Азии», в результате чего 1 член кафедры (д.п.н. Дюшеева Н.К.) в итоге конкурсного отбора среди вузов-партнеров Центральной Азии стала экспертом по системам гарантии качества Центрально-Азиатской сети гарантии качества и аккредитации.

Члены кафедры привлекались для проведения аккредитации ведущих вузов Таджикистана в составе группы независимых экспертов по аккредитации из Испании, Франции и Казахстана.

Кафедрой установлено научное сотрудничество с зарубежными и отечественными вузами с целью внедрения инновационного опыта: ун-т Кумбрии (Англия), Пизанский ун-т (Италия), Гентский ун-т (Бельгия), Международная Академия наук педагогического образования (г. Москва), Московский государственный педагогический университет, Кузбасская государственная педагогическая Академия, Семипалатинский государственный университет, Тольяттинский государственный университет, Новосибирский государственный педагогический институт, вузы Кыргызстана и др.

Кафедра педагогики и психологии по университету лидирует по количеству ежегодных научных публикаций (монографии, учебно-методические пособия, УМК, научные статьи).Следует отметить что по выпуску статей первое место занимает к.п.н., доцент кафедры Ткачева С.А.

Члены кафедры регулярно осуществляют повышение квалификации по инновационным процессам в системе образования как внутри страны, так и за ее пределами: Италия (г. Рим, Пиза), Бельгия (г.Брюссель, Гент), Англия (г. Ланкастер, Лондон), Германия (г. Магдебург). На сегодняшний день каждый преподаватель кафедры имеет от 10 до 20 сертификатов о повышении квалификации.

Кафедра совместно с отделом науки и международных связей выступает организатором международных и республиканских научно-практических конференций, семинаров-тренингов по модернизации образования, инновационным процессам в образовании, по проблемам обеспечения качества в высшей школе. Над государственной бюджетной темой «Технологизация процесса обучения в ВУЗе» были проведены определенные работы. На сегодняшний день членами кафедры ведется работа над темой «Формирование компетентности будущих педагогов на основе психолого-педагогических дисциплин». Наряду с чем, кафедра провела семинар-тренинг по решению коллегии областной администрации для сотрудников ГОВД, ИДН и прокуратуры насилия (рэкет, ученики, родители, учителя); семинар-тренинг по инновационным образовательным технологиям для учителей школ города, близлежащих сельских школ; оказывает консультативную помощь ( в области детской психологии, дефектологии) детским садам, детскому реабилитационному центру г. Каракол. Для преподавателей колледжа и для профессорского – преподавательского состава проводят семинар-тренинги по темам : «Активные методы обучения», «Повышение качества образования», «Школа педагогического мастерства».

Согласно по учебному плану для всех педагогических специальностей руководят адаптационной, профессионально-базовой , профессионально-профильной практикой. Студентам оказывается методическая помощь по учебно-воспитательной работе, по составлению индивидуальных планов, заполнению дневников, по изучению психологических особенностей личности, изучение деятельности классного руководителя, организация и проведение психологической подготовки внеклассных воспитательных дел.

По профорентационной работе кафедрой проделана работа по оформлению 216 аудитории. Разработана положение, план, методические советы и разработаны с выпускниками и учителями школ. Каждый год для выпускников и их родителей городских и областных школ проводится «День открытых дверей».

2020-году с января месяца установлено научное сотрудничество с Красноярским аграрным университетом.

Таким образом, за время существования кафедры каждый ученый и преподаватель продолжает вносить значимый вклад в развитие системы среднего и высшего образования КР, в совершенствование педагогической науки, в модернизацию вузовской образовательной системы, в подготовке специалистов новой современной формации.


Учебно-методическая работа

Учебно-методическая деятельность кафедры психолого-педагогических и гуманитарных наук ведется по следующим направлениям:

  • Составление учебно-методических комплексов по преподаваемым психолого-педагогическим и гуманитарным дисциплинам. Модернизация и дополнение действующих учебно-методических комплексов дисциплин.
  • Разработка и дополнение учебно-методических материалов по преподаваемым дисциплинам.
  • Составление тематики, заданий и подбор материала для выполнения магистерских, дипломных работ и контрольных, самостоятельных работ.
  • Участие во внутривузовских мероприятиях по повышению профессиональной квалификации. Посещение и анализ занятий, проведение открытых занятий. Публикация научных результатов работы по проблемам высшего образования в периодической научной печати, в материалах научно-методических конференций, в учебно-методических сборниках и пособиях.
  • Участие в учебно-методическом совете кафедры, методической комиссии факультета, учебно-методического совета вуза.

Научно-исследовательская работа кафедры

Научно-исследовательская работа кафедры психолого-педагогических и гуманитарных наук

Научная тема кафедры: “Формирование профессиональных компетенций будущих учителей на основе психологических, педагогических и гуманитарных наук”.

Тема НИР охватывает все направления деятельности кафедры и специализацию преподавателей в отдельных сферах. В выполнении данной НИР принимают участие все преподаватели кафедры.

Основные результаты научных исследований ежегодно публикуются в сборниках, научных журналах, в том числе в журналах, рекомендованных ВАКом и Министерством образования Республики Кыргызстан.

Продолжена реализация новых учебных планов и программ для бакалавров, магистрантов; реализуются инновационные учебно-методические комплексы, активно развивается система поддержки научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых.

Члены кафедры регулярно осуществляют повышение квалификации по актуальным направлениям педагогики и психологии в онлайн и офлайн режиме.

Кафедра совместно с отделом науки и международных связей участвует в организации и проведении международных и республиканских научно-практических конференций, семинаров-тренингов по модернизации образования, инновационным процессам в образовании, по проблемам обеспечения качества образования в высшей школе. консультативную помощь (в области детской психологии, дефектологии) детским садам, детскому реабилитационному центру г. Каракол.


Повышение квалификации

Повышение квалификации по профилю педагогической деятельности является функциональной обязанностью каждого штатного преподавателя ИГУ. Повышение квалификации педагогических работников ИГУ осуществляется в целях совершенствования профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации и (или) получения новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности; подготовки преподавателей к внедрению обновленного содержания, структуры и инновационных технологий образования в учебный процесс; повышения качества подготовки Университетом конкурентоспособных специалистов, совершенствования менеджмента образовательного процесса.

Повышение квалификации преподавателей ИГУ направлено на решение следующих задач:

– повышение педагогического мастерства по профилю педагогической деятельности;

– совершенствование предметной компетенции;

– изучение и внедрение в учебный процесс новых методов и технологии обучения;

– активизацию научно-исследовательской, методической, инновационной и творческой деятельности;

повышение компетентности в области менеджмента качества образовательной и творческой деятельности;

Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по профилю педагогической деятельности проводится систематически.


Педагогическая практика:

  • Формирует у студентов навыков воспитательной работы, включающей в себя овладение будущим учителем методикой воспитательной работы;
  • Обучает студентов навыкам психолого-педагогического наблюдения и анализа педагогического процесса в школе, сбору материала для психолого-педагогической характеристики на личность учащегося и классный коллектив;
  • Оказывает методический помощь начинающим методистам.



Связь со школой:


Деятельность работы кафедры «Связь со школой» осуществляет консультативно-информативно и методическую помощь учителям общеобразовательных школ г. Каракол.

Ежемесячно преподаватели кафедры проводят различного рода мероприятий, встречи с учителями по основным направлениям:

1. Повышение профессионального, научно-теоретического и методического уровня учителей:

  • Консультирование учителей передовыми инновационными технологиями обучения;
  • Консультирование и оказание помощи молодым учителям, студентам-практикантам в планировании, анализе своей педагогической деятельности, в реализации методических принципов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления;
  • Ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя;
  • Проведение в школах для учителей, социальных педагогов и студентов-практикантов беседы, круглые столы, семинары-тренинги по вопросам педагогики и психологии;
  • Выступления с докладами, проведения семинара-тренинга на курсах повышения квалификации для учителей общеобразовательных школ Иссык-Кульской области.

2. Информативно-просветительская работа для учащихся школ:

  • Проведение для учащихся общеобразовательных школ беседы, семинары-тренинги, круглые столы на разные темы с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • Проведение диагностики среди учащихся выпускных классов;
  • Проведение ознакомительной экскурсии по учебному заведению ИГУ им.К.Тыныстанова.

3. Профориентационная деятельность:

  • Преподаватели кафедры знакомят школьников общеобразовательных школ города направлениями подготовки и специальностями, имеющимся в ИГУ им.К.Тыныстанова, формами и условиями обучение и дальнейшего трудоустройства. Представление осуществляется показом видеороликов, презентаций, рекламных буклетов.
  • Изучают интересы школьников, мотивированные в выборе той или иной специальности.
  • По профориентационной работе кафедра педагогики и психологии ведёт активную работу на основе плана ВУЗа, ежегодно участвуют в проведении мероприятия «День открытых дверей» в масштабе области и города Каракол(где информируют школьников о специальностях педагогического направления).


Воспитательная работа:

Основной целью воспитания является формирование культурной, разносторонне развитой личности студента, жизнеспособной и социально-активной в условиях изменяющейся социальной среды.

Основная задача воспитательной деятельности – создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Воспитательная работа на кафедре проводится в соответствии с целями и задачами воспитательной работы в университете. Темы воспитательных мероприятий отражают актуальные проблемы жизни современного общества.

Воспитательные мероприятия проводятся в общежитии ИГУ им. К.Тыныстанова, в студенческих группах, на базе колледжа, факультетов.




Контакты:

Иссык-Кульский Государственный университет имени Касыма Тыныстанова 722360,

г. Каракол, ул. Ю.Абдрахманова 103.

Телефон: (3922) 5 01 23; факс: (3922) 5 04 98

E-mail: interiksu@gmail.com

Адрес кафедры: 1 корпус ИГУ. ул. Тыныстанова, кабинет №321

Телефон кафедры: 0(3922) 5-27-06