Кафедра педагогики и психологии




Заведующий кафедрой:
Карасартова Жыргал Белековна
кандидат педагогических наук, доцент

Адрес кафедры: 1 корпус ИГУ. ул.Тыныстанова, кабинет №326

Телефон кафедры: 0(3922) 5-27-06, 0709 04-72-08
E-mail: jyrgalkb@mail.ru


История кафедры

В 1963 году в Пржевальском государственном педагогическом институте (в наст. время ИГУ им. К.Тыныстанова) была создана кафедра педагогики и психологии, которую возглавил Жанузаков Ж.Ш. В последующие годы кафедру возглавляли Исмаилова Ш.А., доценты Ыбыкеев А.Ы., Муканбетов Т.М., Жакеева Ы.Ж. (до 1998 г.).

В период с 1998 по 2000 гг. кафедра педагогики и психологии была преобразована в отдельные кафедры, с сентября 2006 года кафедры «Педагогика» и «Психология» были объединены и образовалась кафедра «Психолого-педагогических дисциплин». 2007 году кафедра была переименована на кафедру «Педагогика и психология». С 2007 по 2016 годы кафедрой руководила д.п.н.,проф.,чл.-корр. Международной академии наук педагогического образования (г. Москва) Дюшеева Н.К.

С апреля 2016 года кафедру руководит к.п.н., доцент Карасартова Ж.Б.

Профессорско-преподавательский состав кафедры – 11 человек, из которых: 4 доцента, к.п.н.(Карасартова Ж.Б., Абдыкеев А.К., Исакова Ч.Б., Ткачева С.А.), 2 старших преподавателя(Сагимбекова Д.С., Чолпонкулова Н.Т.), 4– преподавателей (Акмолдоева А.Ж., Иманбакаева М.Г., Абышалиев К.Б., Наматова Э.И.), 1 – лаборант (Анарбекова Н.А.).

Общеуниверситетская кафедра педагогики и психологии осуществляет: психолого-педагогическую подготовку студентов всех имеющихся в вузе специальностей, а также научно-исследовательскую подготовку кадров высшей квалификации через аспирантуру и магистратуру.

Кафедра педагогики и психологии осуществляет в вузе различные виды деятельности: учебно-методическую, научно-исследовательскую, воспитательную, инновационную, профориентационную и связь со школой.

УМК «Конфликтология» (разработчик д.п.н. Дюшеева Н.К.) от ИГУ им. К.Тыныстанова стал финалистом в Республиканском конкурсе «Лучший инновационный учебно-методический комплекс образовательных программ на основе компетентностного подхода для вузов Кыргызской Республики», вошел в первую пятерку призовых мест и был номинирован Дипломом от МОиН КР совместно с EdNet (в конкурсе участвовали более 500 УМК со всех вузов страны).

С 2009 года и по настоящее кафедра принимает активное участие в разработке ГОС ВПО КР по направлению «педагогическое образование», а члены кафедры входят в состав УМО МОиН КР, внося тем самым существенный вклад в реформирование высшего образования Кыргызстана.

Научный потенциал и профессионализм ученых кафедры выступает одним из приоритетов для столичных Диссертационных Советов по педагогическим направлениям, в результате чего на кафедру педагогики и психологии ИГУ им. К.Тыныстанова в качестве ведущей организации было направлено для рецензирования (отзыва) более 60 диссертационных работ, члены кафедры регулярно осуществляют оппонирование докторских и кандидатских диссертаций (более 30), а также проводят предварительное дополнительное обсуждение диссертационных работ докторантов, аспирантов и соискателей с различных вузов КР.

Кафедра педагогики и психологии при поддержке отдела науки международных связей успешно координировала от вуза такие значимые для отечественного образования европейские проекты TEMPUS как: ‘TUNING’ (‘BOLOGNA.KG’, ‘BOLOGNA.KG 2’), CANQA «Центрально-Aзиатская сеть гарантии качества и аккредитации», TuCAHEA «Тюнинг по направлению к Центрально-Aзиатскому пространству высшего образования», EDUCA «Управление образованием в Центральной Азии», в результате чего 1 член кафедры (д.п.н. Дюшеева Н.К.) в итоге конкурсного отбора среди вузов-партнеров Центральной Азии стала экспертом по системам гарантии качества Центрально-Азиатской сети гарантии качества и аккредитации.

Члены кафедры привлекались для проведения аккредитации ведущих вузов Таджикистана в составе группы независимых экспертов по аккредитации из Испании, Франции и Казахстана.

Кафедрой установлено научное сотрудничество с зарубежными и отечественными вузами с целью внедрения инновационного опыта: ун-т Кумбрии (Англия), Пизанский ун-т (Италия), Гентский ун-т (Бельгия), Международная Академия наук педагогического образования (г. Москва), Московский государственный педагогический университет, Кузбасская государственная педагогическая Академия, Семипалатинский государственный университет, Тольяттинский государственный университет, Новосибирский государственный педагогический институт, вузы Кыргызстана и др.

Кафедра педагогики и психологии по университету лидирует по количеству ежегодных научных публикаций (монографии, учебно-методические пособия, УМК, научные статьи).Следует отметить что по выпуску статей первое место занимает к.п.н., доцент кафедры Ткачева С.А.

Члены кафедры регулярно осуществляют повышение квалификации по инновационным процессам в системе образования как внутри страны, так и за ее пределами: Италия (г. Рим, Пиза), Бельгия (г.Брюссель, Гент), Англия (г. Ланкастер, Лондон), Германия (г. Магдебург). На сегодняшний день каждый преподаватель кафедры имеет от 10 до 20 сертификатов о повышении квалификации.

Кафедра совместно с отделом науки и международных связей выступает организатором международных и республиканских научно-практических конференций, семинаров-тренингов по модернизации образования, инновационным процессам в образовании, по проблемам обеспечения качества в высшей школе. Над государственной бюджетной темой «Технологизация процесса обучения в ВУЗе» были проведены определенные работы. На сегодняшний день членами кафедры ведется работа над темой «Формирование компетентности будущих педагогов на основе психолого-педагогических дисциплин». Наряду с чем, кафедра провела семинар-тренинг по решению коллегии областной администрации для сотрудников ГОВД, ИДН и прокуратуры насилия (рэкет, ученики, родители, учителя); семинар-тренинг по инновационным образовательным технологиям для учителей школ города, близлежащих сельских школ; оказывает консультативную помощь ( в области детской психологии, дефектологии) детским садам, детскому реабилитационному центру г. Каракол. Для преподавателей колледжа и для профессорского — преподавательского состава проводят семинар-тренинги по темам : «Активные методы обучения», «Повышение качества образования», «Школа педагогического мастерства».

Согласно по учебному плану для всех педагогических специальностей руководят адаптационной, профессионально-базовой , профессионально-профильной практикой. Студентам оказывается методическая помощь по учебно-воспитательной работе, по составлению индивидуальных планов, заполнению дневников, по изучению психологических особенностей личности, изучение деятельности классного руководителя, организация и проведение психологической подготовки внеклассных воспитательных дел.

По профорентационной работе кафедрой проделана работа по оформлению 216 аудитории. Разработана положение, план, методические советы и разработаны с выпускниками и учителями школ. Каждый год для выпускников и их родителей городских и областных школ проводится «День открытых дверей».

2020-году с января месяца установлено научное сотрудничество с Красноярским аграрным университетом.

Таким образом, за время существования кафедры каждый ученый и преподаватель продолжает вносить значимый вклад в развитие системы среднего и высшего образования КР, в совершенствование педагогической науки, в модернизацию вузовской образовательной системы, в подготовке специалистов новой современной формации.


Учебно-методическая работа

Основная работа кафедры по методической работе педагогики и психологии осуществляется по следующим направлениям:

  • Составление новых учебно-методических комплексов по преподаваемым и вновь вводимым психолого-педагогическим дисциплинам. Пересмотр, переработка и дополнение действующих учебно-методических комплексов дисциплин и основных образовательных программ для студентов.
  • Разработка и переработка учебно-методических материалов для студентов (конспектов лекций, сборников упражнений и задач, указаний по выполнению дипломных работ по педагогическим дисциплинам.
  • Разработка и переработка методических материалов для преподавателя (частных методик по дисциплинам, методических материалов по проведению деловых игр, решению производственных задач, анализу педагогических ситуаций, преподаванию дисциплины и, методических разработок по применению новых информационных технологий в учебном процессе и т.д.).
  • Разработка и апробация частных методик учебных дисциплин и отдельных курсов.
  • Рецензирование, подготовка к изданию отдельных компонентов УМК дисциплин и других методических материалов по психолого-педагогическим дисциплинам. Апробация и внедрение новых информационных технологий обучения в учебный процесс.
  • Составление тематики, заданий и подбор различных документов для выполнения магистерских, дипломных работ и контрольных, самостоятельных работ.
  • Участие во внутри вузовских мероприятиях по повышению педагогической квалификации. Контрольные посещения занятий, участие в проведении показательных, открытых и пробных занятий. Подготовка и проведение методических занятий с преподавателями.
  • Публикация научных результатов работы по проблемам высшего образования в периодической научной печати, в материалах научно-методических конференций, в учебно-методических сборниках и пособиях.
  • Работа в составе методической группы кафедры, методической комиссии факультета, научно-методического совета вуза.

  • Научная работа кафедры педагогики психологии

    Кафедра педагогики и психологии развивается в рамках кафедральной темы «Формирование компетенций будущих педагогов на основе психолого-педагогических дисциплин», ориентированной на развитие, наращивание и модернизацию научно-теоретического потенциала, систематическое углубление и расширение изучаемой сферы, пополнение банка научных данных, продолжение проведения фундаментальных и прикладных исследований.

    Тема НИР охватывает все направления деятельности кафедры и специализацию преподавателей в отдельных сферах. В выполнении данной НИР принимают участие все преподаватели кафедры.

    На кафедре разрабатываются следующие фундаментальные и поисковые научные исследования:

  • феноменология развития и бытия личности;
  • методология психологических исследований;
  • моральное сознание и ценностно-смысловые ориентации личности;
  • развитие личности на всех этапах жизненного пути;
  • создание условий воспитания и развития личности;
  • проблемы коррекции, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.
  • Основные результаты научных исследований ежегодно публикуются в сборниках, научных журналах, в том числе в журналах, рекомендованных ВАКом и Министерством образования Республики Кыргызстан.

    Продолжена реализация новых учебных планов и программ для бакалавров, магистрантов; реализуются инновационные учебно-методические комплексы, активно развивается система поддержки научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых.

    Теоретические результаты исследований постоянно проходят апробацию на практике в образовательном процессе школе, вузе и современном социуме, становятся содержанием инновационной образовательной программы кафедры в области педагогики и психологии, используются и внедряются в практику системы образования. Анализ и обобщение, полученных данных и их использование в практической работе позволяет постоянно корректировать учебные планы и программы, т.е. осуществлять внедрение результатов теоретической и научно-практической деятельности специалистов кафедры в учебный процесс.


    Повышение квалификации

    Повышение квалификации по профилю педагогической деятельности является функциональной обязанностью каждого штатного преподавателя ИГУ. Повышение квалификации педагогических работников ИГУ осуществляется в целях совершенствования профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации и (или) получения новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности; подготовки преподавателей к внедрению обновленного содержания, структуры и инновационных технологий образования в учебный процесс; повышения качества подготовки Университетом конкурентоспособных специалистов, совершенствования менеджмента образовательного процесса.

    Повышение квалификации преподавателей ИГУ должно быть направлено на решение следующих задач:

    — повышение педагогического мастерства по профилю педагогической деятельности;

    — совершенствование предметной компетенции;

    — изучение и внедрение в учебный процесс новых методов и технологии обучения;

    — активизацию научно-исследовательской, методической, инновационной и творческой деятельности;

    повышение компетентности в области менеджмента качества образовательной и творческой деятельности;

    Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по профилю педагогической деятельности проводится не реже чем один в 3-5 лет .


    Педагогическая практика:

  • Формирует у студентов навыков воспитательной работы, включающей в себя овладение будущим учителем методикой воспитательной работы;
  • Обучает студентов навыкам психолого-педагогического наблюдения и анализа педагогического процесса в школе, сбору материала для психолого-педагогической характеристики на личность учащегося и классный коллектив;
  • Оказывает методический помощь начинающим методистам.




  • Связь со школой:


    Деятельность работы кафедры «Связь со школой» осуществляет консультативно-информативно и методическую помощь учителям общеобразовательных школ г. Каракол.

    Ежемесячно преподаватели кафедры проводят различного рода мероприятий, встречи с учителями по основным направлениям:

    1. Повышение профессионального, научно-теоретического и методического уровня учителей:

  • Консультирование учителей передовыми инновационными технологиями обучения;
  • Консультирование и оказание помощи молодым учителям, студентам-практикантам в планировании, анализе своей педагогической деятельности, в реализации методических принципов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления;
  • Ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя;
  • Проведение в школах для учителей, социальных педагогов и студентов-практикантов беседы, круглые столы, семинары-тренинги по вопросам педагогики и психологии;
  • Выступления с докладами, проведения семинара-тренинга на курсах повышения квалификации для учителей общеобразовательных школ Иссык-Кульской области.
  • 2. Информативно-просветительская работа для учащихся школ:

  • Проведение для учащихся общеобразовательных школ беседы, семинары-тренинги, круглые столы на разные темы с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • Проведение диагностики среди учащихся выпускных классов;
  • Проведение ознакомительной экскурсии по учебному заведению ИГУ им.К.Тыныстанова.
  • 3. Профориентационная деятельность:

  • Преподаватели кафедры знакомят школьников общеобразовательных школ города направлениями подготовки и специальностями, имеющимся в ИГУ им.К.Тыныстанова, формами и условиями обучение и дальнейшего трудоустройства. Представление осуществляется показом видеороликов, презентаций, рекламных буклетов.
  • Изучают интересы школьников, мотивированные в выборе той или иной специальности.
  • По профориентационной работе кафедра педагогики и психологии ведёт активную работу на основе плана ВУЗа, ежегодно участвуют в проведении мероприятия «День открытых дверей» в масштабе области и города Каракол(где информируют школьников о специальностях педагогического направления).


  • Воспитательная работа:


    Основной целью воспитания является формирование культурной, разносторонне развитой личности студента, жизнеспособной и социально-активной в условиях изменяющейся социальной среды.

    Основная задача воспитательной деятельности – создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

    Наиболее актуальными в современных условиях являются следующие задачи:

  • адаптация первокурсников и иногородних студентов к изменившимся условиям жизнедеятельности, с целью вхождения в университетскую среду;
  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;
  • формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
  • формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, способности к труду и жизни в современных условиях;
  • развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;
  • укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению;
  • сохранение и приумножение историко-культурных и научных ценностей университета, преемственности, формирование чувства университетского корпоративизма и солидарности;
  • формирование умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления.
  • Воспитательная работа на кафедре педагогики и психологии проводится в соответствии с целями и задачами воспитательной работы в университете.

    Темы воспитательных мероприятий отражают актуальные проблемы жизни современного общества.

    Воспитательные мероприятия проводятся в общежитии ИГУ им. К.Тыныстанова, в студенческих группах, на базе колледжа, факультетов.

    На базе общежития ИГУ преподавателями кафедры педагогики и психологии, на основе утвержденного плана воспитательной работы, систематически организовываются воспитательные мероприятия со студентами университета, мед.колледжа, юр.академии.

    Активное участие в проведении воспитательных мероприятий принимают преподаватели кафедры педагогики и психологии, председатель профсоюзного комитета ИГУ, проректор по воспитательной работе ИГУ, студенческий комитет ИГУ.

    Преподаватели кафедры осуществляют руководство педагогической практикой студентов в профессиональных лицеях, школах по Иссык-Кульской области и городу Каракол. Они помогают студентам в организации и проведении воспитательных мероприятий в классах, а также составлению индивидуальных, воспитательных планов, заполнению дневников, индивидуально-психологических характеристик.




    Контакты:

    Иссык-Кульский Государственный университет имени Касыма Тыныстанова 722360, город Каракол, ул. Ю.Абдрахманова 103.

    Телефон:(3922)5 01 23; факс: (3922)5 04 98

    E-mail : interiksu@gmail.com

    Адрес кафедры: 1 корпус ИГУ. ул.Тыныстанова, кабинет №326

    Телефон кафедры: 0(3922) 5-27-06