Не мешая, а способствуя развитию
национальных языков, русский язык в то
же время служит связующим наши
культуры с мировой культурой.
Чингиз Айтматов
В рамках Федерального проекта Российской Федерации, который входит в Национальный проект «Образование» Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина инициировал международный проект «Педагогический дизайн», который открывает широкие возможности для сотрудничества в вопросах обучения русскому языку в Иссык-Кульском государственном университете имени Касыма Тыныстанова в Кыргызской Республике.
Привлекательность этого проекта заключается в том, что не только повышается узнаваемость и статус бренда российского образования, но и укрепляются позиции русского языка в рамках гуманитарно-культурного сотрудничества. Благодаря проекту «Педагогический дизайн», его руководителю и автору, работающему в Сыктывкарском государственном университете им. Питирима Сорокина – руководителю Центра патриотического воспитания и межнационального сотрудничества Департамента по молодежной политике Валентине Мальцевой в Иссык-Кульском государственном университете имени Касыма Тыныстанова открывается Центр открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в неязыковой аудитории. Эта инициатива поддержана ректором университета академиком МАНПО, профессором Абдылдаевым К.К., первым проректором по учебной работе, к.т.н., доцентом Акановым Д. К., начальником международного отдела Иманакуновой И. Д.
Проект «Педагогический дизайн» в рамках Иссык-Кульского государственного университета будет реализовываться преподавателями Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина и преподавателями Иссык-Кульского государственного университета к.ф.н., доцентом Зоей Плех и ведущим специалистом кафедры русского языка и литературы Мариной Белогорцевой для студентов неязыковых факультетов. К.фил.н., доцентомВалентиной Мальцевой предоставлена Иссык-Кульскому государственному университету подготовленные ею Программы обучения русскому языку с разработанными учебно-методическими и дидактическими инструментами. После окончания обучения и сдачи тестирования будут выданы сертификаты обучающимся по образовательной программе В1 (256 час.) и сертификат (72 час.), кто прослушает курс «Обучение русскому речевому общению».
Руководителем Департамента по молодежной политике СГУ им. Питирима Сорокина Ольгой Есевой разработан комплекс программ мероприятий по внеучебной работе, культурно-просветительская деятельность, ориентированная на поддержание интереса студентов к изучению русского языка и на сплочение студентов внутри Центра, повышению их мотивации в обучении русскому языку. Завершающим мероприятием в рамках работы Центра станет Фестиваль «Славянская лира: от языка к языку».
Реализация проекта является одним из приоритетных направлений в рамках государств, входящих в ЕАЭС, которые идут по пути наращивания многостороннего сотрудничества. Объективным преимуществом становится наша языковая общность, схожие мировоззренческие и жизненные стандарты.
Формирование единого языкового поля как фактора сближения России и Кыргызстана очень актуально. К сожалению, за годы независимости были утрачены многие фундаментальные связи, поэтому сегодня создание единого языкового пространства требует больших усилий со стороны государств, потому что это будет не только единая языковая зона, но и общее сознание, основанное на общих ценностях – и прежде всего межнациональное согласие и уважение. При этом государственная образовательная политика как России, так и Кыргызстана направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития граждан. Граждане Кыргызской Республики имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
В XXI веке доступное качественное образование имеет большое значение и для отдельных людей, и для государства, и для всего человечества в целом. Высококлассные специалисты в разных областях могут обеспечить не только своё собственное благополучие. Именно они повышают общий уровень страны, поднимают науку, культуру, образование. Когда же речь заходит о межгосударственном сотрудничестве, о совместном строительстве будущего, вопрос двуязычия, образования становится особенно острым, а межвузовское образование как ключевой фактор развития образовательного пространства. Процесс интернационализации и международного сотрудничества в сфере высшего образования рассматривается в качестве самого эффективного пути повышения конкурентоспособности национальных систем высшего образования, их интеграции в мировую образовательную систему.
Иссык-Кульский государственный университет проводит большую работу по расширению международных связей, привлечению иностранных студентов и преподавателей. Установлены двухсторонние связи с более чем 50 вузами из дальнего и ближнего зарубежья. Иссык-Кульский государственный университет активно сотрудничает с программой модернизации высшего образования ТЕМПУС, а также с программой академической мобильности «Эразмус Мундус».
Проект «Педагогический дизайн» играет большую роль в решении вопроса о межвузовском сотрудничестве, обеспечивая необходимую платформу для взаимообмена и предоставления своих материальных активов в виде лабораторий, центров русского языка с целью проведения совместных фундаментальных исследований, вовлечения молодых учёных в тематические исследования, проводимые в рамках Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина и Иссык-Кульского государственного университета имени Касыма Тыныстанова. Реально ожидать, что учёные, преподаватели и студенты, вовлечённые в совместные и скоординированные проекты, также внесут свой вклад в укрепление межличностных и профессиональных отношений, что послужит сближению научно-педагогических сообществ государств.
Надеемся, что Центр открытого образования на русском языке будет развиваться при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и опорного вуза России – Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина.